Какой тренер спортивной секции нужен ребенку: критерии выбора и советы родителям | Новости GoProtect.ru

Зрелость или молодость: какой тренер нужен ребенку в спортивной секции 

Родители смотрят на возраст спортивного тренера, полагая, что со зрелым и более опытным наставником ребенок добьется лучших результатов. Это заблуждение, потому что возраст не всегда показатель опыта.


Основные критерии оценки детского тренера

“В детском спорте два основополагающих принципа: “не навреди” и “индивидуальный подход”, — сказал в одном из интервью тренер высшей категории по савату Андрей Аронович, воспитавший не одного чемпиона и призера мировых и европейских первенств. 

Действительно, каждый ребенок талантлив, а задача тренера в том, чтобы раскрыть и развить его спортивный талант. В каждой спортшколе, секции предъявляют свои требования к детским тренерам. 

Хороший тренер:

  1. Мотивирует к тренировкам, разнообразит занятия, чтобы ученики не потеряли к ним интерес. Это вдвойне важно для маленьких детей, которые не привыкли к тяжелым физическим нагрузкам. Но если тренеру удается превратить тренировку в увлекательное приключение супергероев, то все у будущих спортсменов получается.

  2. Популярен в своем кругу, его рекомендуют коллеги, учащиеся, родители. Его подопечные показывают высокие результаты на соревнованиях. Правда, у популярности есть обратная сторона — большие очереди желающих заниматься у этого спортивного тренера, стоимость индивидуальных и групповых тренировок выше среднего.

  3. Позитивно настроен и коммуникабелен. В СССР тренеры были жесткими и категоричными по отношению к спортсменам, и это считалось нормой. И сейчас наставники иногда кричат на детей за ошибки, но такой подход неэффективен: наступит день, когда сын или дочь откажется посещать секцию из-за отношения педагога. В европейских странах практикуется “метод пряника”, когда тренер — это старший товарищ в первую очередь. Он настроен позитивно, не ругает, а поддерживает, спокойно объясняет, хвалит за любые достижения, даже незначительные. Дети ценят хорошее отношение, стараются не подвести наставника.

  4. Показывает упражнения. Видя, как делает спортивный тренер, дети быстрее запоминают технику, допускают меньше ошибок. 

  5. Общается с родителями. Наставник должен познакомиться с родителями ученика до начала тренировок и контактировать с ними в процессе, рассказывать о физических нагрузках, давать рекомендации по питанию детей и распорядку дня.

  6. Знает учеников по именам. Хороший тренер спортшколы и секции перед началом занятий познакомится с новичком и запомнит его имя. Дети чутко реагируют на обращение по имени, а не на обезличенное “Эй, мальчик” или “Эй, девочка”. 

  7. Достижения. Главный тренерский успех — это победы учеников на соревнованиях. Они не так важны, если ребенок занимается для себя, но этот фактор учитывается обязательно, если родители растят будущего чемпиона.

Так ли важны спортивные достижения тренера?

Не всегда из гениальных спортсменов получаются талантливые тренеры, ведь для этого нужно быть педагогом и психологом, чтобы понятно объяснить, найти убедить или разубедить, мотивировать ученика, найти к нему подход.

 С одной стороны, собственные победы и достижения детского тренера — это преимущество, потому что он на личном опыте знает, сколько усилий требуется, чтобы добиться желаемого результата. С другой стороны, в прошлых спортивных результатах есть немалая заслуга наставника тренера, но нет гарантий, что сам тренер приведет ребенка к чемпионству. В этом случае правильнее рассматривать успехи его воспитанников.

Должен ли тренер указывать на ошибки?

Должен, но делать это можно по-разному. Если наставник, указывая на техническую ошибку, говорит только о ней, то может неумышленно демотивировать воспитанника. Мудрый спортивный тренер сначала похвалит учащегося, акцентирует внимание на движениях, которые он сделал правильно, а затем проанализирует недоработки и посоветует, как в следующий раз их избежать. Желательно еще и показать ошибку наглядно, чтобы ребенок увидел ее со стороны.

Как вариант, тренер может поинтересоваться у подопечного, в каком месте он ошибся. Маленький спортсмен знает и ответил? Хорошо. У него нет ответа? Тогда тренер проигрывает ситуацию, показывая вариант с ошибкой и варианты, как ее избежать. При разборе полетов важно, чтобы говорили дети, потому что так они учатся анализировать свои действия. В следующий раз этот навык убережет их от проигрыша на соревнования.

Возраст имеет значение?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у молодых и зрелых наставников есть свои преимущества. С молодым тренером спортшколы воспитанникам проще подружиться, потому что у него более прогрессивные взгляды, современный подход к тренировках, он сам недавно ушел из профессионального спорта.

Молодые наставники более гибкие, открытые ко всему новому. Они чаще рискуют и экспериментируют, что несвойственно тренерам старшего возраста. Последние приветствуют жесткий консервативный подход и держат дистанцию с воспитанниками. Они часто резки в высказываниях, но за плечами у них многолетний опыт, знания, победы.

Важно, чтобы ребенку было комфортно с детским тренером — это первое, на что должны ориентироваться родители. Ведь если наставник в погоне за желаемым результатом перегружает воспитанника, не замечает недомоганий, не корректирует нагрузку при небольших травмах, то не важно, 28 или 58 ему лет. Такой подход ничего хорошего не сулит — он негативно сказывается на моральном состоянии спортсмена и его физическом здоровье.

Советы родителям

Выбирая спортивного тренера для сына или дочери, желательно:

  1. Побывать на нескольких тренировках, посмотреть, как он их ведет, как реагируют учащиеся, есть ли контакт с детьми.

  2. Познакомиться и задать вопросы по программе тренировок, особенностях воспитания дошкольников и школьников.

  3. Поинтересоваться мнением родителей и детей, которые занимаются у этого тренера.

  4. Привести ребенка на разовое занятие, чтобы понять, насколько ему понравится. Только после этого можно  принимать окончательное решение.

Выводы

Прошлые спортивные заслуги, высокая цена тренировок не гарантирует их эффективность, как и низкая стоимость не показатель того, что тренируют плохо. Родителям нужно искать своего человека, который привьет ребенку любовь к спорту, поддержит и направит. Им может оказаться и олимпийский чемпион в прошлом, и тренер из районной ДЮСШ.